19 ноября 2015 - 15:46

Евросоюз на распутье в вопросе санкций. Как пишет газета The Wall Street Journal со ссылкой на неназванных европейских чиновников и дипломатов, ЕС близок к тому, чтобы продлить их действие, но пока не может определиться, на какой срок. Рассматриваются, по данным издания, три варианта: продлить их на шесть месяцев, на год или на более короткий срок в три-четыре месяца, чтобы показать Москве, что европейский блок признает некоторые уступки в связи с Украиной.

Как заявили газете люди, знакомые с обсуждением этого вопроса в Брюсселе, между странами Евросоюза есть общее согласие на тот счет, что экономическое давление на Россию должно быть продолжено до тех пор, пока не будут полностью выполнены Минские соглашения. Отмечается, что это будет сделано, несмотря на «попытки улучшить отношения с Москвой» после серии терактов в Париже. Собеседники WSJ сказали, что Германия, Франция и Великобритания не намерены отказываться от поддержки Украины ради российской помощи в Сирии.

Аналогичную позицию по вопросу санкций занимают США, говорится в публикации. Издание приводит, в частности, высказывание помощника госсекретаря США Виктории Нуланд, которая заявила в минувший вторник о том, что ограничения против Москвы должны быть продлены, и пообещала продолжить оказывать поддержку Киеву.

Как ожидается, европейские лидеры должны обсудить ситуацию с санкциями на саммите ЕС 18 декабря. «Только если вопрос не будет решен до этого времени, как это было в июне», — пишет газета. Для принятия какого-либо из предложенных решений оно должно быть поддержано всеми 28 странами союза. 

Wall Street Journal также процитировала посла по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины Дмитрия Кулебу, который сказал, что украинская сторона изменением позиции Евросоюза в отношении России недовольна: «Российская стратегия заключается в создании восприятия, что Запад больше не волнует судьба Украины. Давайте забудем об Украине и будем бороться с терроризмом, говорит Россия».

Глава Европейского совета Дональд Туск считает, что, несмотря на некоторый прогресс в исполнении так называемых Минских договоренностей в последнее время, они выполнены еще не полностью.

Ранее, напоминает «РИА Новости», немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на источники в руководстве Евросоюза сообщила, что в декабре ЕС намерен продлить санкции против России еще на полгода. Якобы эта мера необходима «для ускорения мирного процесса на востоке Украины».

Вместе с тем, новая активность в вопросе санкций разрастается на фоне усиления международной борьбы с «Исламским государством» (организация запрещена в России). Парижские атаки, крушение российского борта, причиной которого на днях был назван теракт — Россия, защищая своих граждан, наносит все больше ударов по позициям боевиков, при этом развивая сотрудничество по военному противостоянию ИГ с западными странами. Москва пытается закрепиться в качестве ведущей силы в борьбе с боевиками, накануне РФ внесла в Совбез ООН обновленный проект резолюции по борьбе с терроризмом. Французский президент Франсуа Олланд накануне заявил, что с участием России и США должна быть сформирована широкая коалиция, которая нанесет «решающий удар» по «Исламскому государству». Барак Обама в своей речи на саммите АТЭС в Маниле назвал Владимира Путина «конструктивным партнером» в процессе сирийского урегулирования. И тем не менее… борьба — борьбой, но, похоже, санкции по расписанию. 

Дмитрий Медведев сегодня так отозвался о ситуации с ограничительными мерами: «Не мы же санкции вводили, а ряд западных стран. Что они будут делать, я не знаю. Мы ни о чем их не просим и, естественно, просить не будем».

Санкции в отношении России пока действуют до 31 января 2016 года. Решение об их продлении было принято на встрече глав МИД стран ЕС в Брюсселе 22 июня. Помимо Евросоюза, ограничительные меры в отношении Москвы приняли США, Норвегия, Япония, Австралия и Канада.

Дмитрий Куликов, историк, политолог:  

«Санкции против России изначально не имели никакой логической обоснованности. Минские договоренности, к выполнению которых ЕС привязывает продление ограничений, все время срывает Киев. Поэтому единственные санкции, которые могли бы вводиться, должны быть в отношении Украины. Причем здесь Россия?

Эти санкции — чистой воды произвол. И он ничем не регулируется! Поэтому гадать на кофейной гуще о том, что придет в голову европейцам, я считаю совершенно бессмысленным. 

Наши антисанкции являются зеркальными. Поэтому, если когда-нибудь ЕС отменит свои ограничения, я думаю, мы поступим так же, поскольку это два взаимосвязанных процесса. Но я не ожидаю, что это произойдет в ближайшее время, потому что Западу надо продолжать нагнетать истерию вокруг России. Правда инструментов для нагнетания у них все меньше и меньше. И санкции — один из немногих оставшихся».

Виктор Мизин, политолог МГИМО: 

«Руководство России заявило о готовности снять свои ограничения, если будут отменены санкции. Мои личные контакты, достаточно ответственные люди (прежде всего, в Еврокомиссии и Европарламенте) говорят о том, что отношение к нынешнему российскому "режиму" отрицательное. Они считают, что эти санкции надолго, если не навсегда. В Европе растет понимание, что Россия Крым не отдаст никогда, а значит, какая-то часть ограничений сохранится. А когда я спрашиваю: «А что нам надо делать, чтобы санкции сняли?», то европейцы виляют, и четкого ответа на этот вопрос не дают. И создается впечатление, что Россия виновата, просто потому что виновата. Во многих средствах массовой информации были ожидания, что вот-вот санкции могут быть сняты, потому что на европейские власти давят немецкие и французские бизнес-круги, южноевропейские, польские, балтийские предприниматели, которые страдают от контрмер.

Тем не менее, что касается сроков продления европейских санкций, — я бы очень хотел ошибиться, — но склоняюсь к варианту года.

Краеугольным вопросом во всем этом является Крым. Я всегда цитирую канцлера Ангелу Меркель, которая назвала присоединение Крыма к России «преступной, противоправной аннексией». Это надо понимать. С другой стороны, США никогда не признавали вхождение балтийских и прибалтийских республик в состав СССР и тоже называли это «аннексией». Как мы знаем, конгресс США год за годом принимал резолюцию о порабощенных народах, но это, тем не менее, не мешало довольно плодотворно развивать отношения в период разрядки. 

Конечно, в последнее время отношение к России изменилось. За последний год страна вернула себе статус в мировых делах, соразмерный статусу Советского Союза, хотя не обладая той же экономической мощью. И понятно, что без Москвы не решается ни одна крупная политическая или экономическая проблема. И то, что Россия воюет с терроризмом в Сирии, коренным образом изменило отношение к ней. Оно уже не такое, как было в прошлом году после известных событий на Украине, когда в Брюсселе Россию называли просто «врагом», есть такое немецкое страшное слово «der Feind». Сейчас все по-другому, с нами готовы разговаривать, причем по разным проблемам, не только по Сирии. Недавно была успешно урегулирована проблема с иранской ядерной программой. Но в Вашингтоне было заявлено: «Да, это все хорошо, но санкции не будут сняты», потом то же самое повторили в Евросоюзе. Ждать, что это будет способствовать новой разрядке, нельзя. Пока концепции новой перезагрузки с западноевропейскими странами или США нет, она не выработана, и какое-то время должно пройти. 

Не надо никогда самим себя хвалить, но это успех российской дипломатии. И это нехотя и сквозь зубы вынуждены признавать не самые большие наши друзья. Но, что касается санкций, то тут надо проявить изобретательный и инновационный подход, что присуще российской дипломатии, чтобы искать новые пути и продолжать борьбу с терроризмом, которая после терактов в Париже прибавила России очки и очень сильно повысила ее международный авторитет».